Московская городская нотариальная палата

Региональные новости

Регистрация ипотеки у нотариуса: в Росреестре по Москве подвели итоги работы за 9 месяцев

Упрощение юридически значимых процедур, новации в сфере регистрации прав и обременений на недвижимость обсудили на Общественном совете при Управлении Росреестра по Москве. Отдельное внимание уделили результатам электронной подачи документов на оформление права собственности через нотариуса посредством Единой информационной системы нотариата, а также Личный кабинет нотариуса.

 «По итогам 9 месяцев 2025 года в столичное Управление от нотариусов поступило 156 тысяч заявлений на учетно-регистрационные действия, что составляет 13% от общего числа электронных заявлений. При этом за год количество заявлений от нотариусов увеличилось на 19% (131 тыс. – за 9 месяцев 2024 года). Положительная динамика обусловлена налаженным электронным взаимодействием и скоростью оформления права собственности. В случае подачи нотариально удостоверенных документов госрегистраторы не проводят правовую экспертизу, так как полная имущественная ответственность при осуществлении сделок с недвижимостью возложена на нотариуса», – отметил Игорь Майданов, руководитель Управления Росреестра по Москве.

По результатам проведенного в Управлении анализа поступивших заявлений самые востребованные нотариальные сделки – это электронная подача документов на регистрацию недвижимости с обременением в виде ипотеки.

Ключевым преимуществом регистрации ипотеки, возникшей на основании нотариальной сделки, является то, что она осуществляется в срок не более одного рабочего дня с момента получения госрегистратором пакета документов от нотариуса (п. 9 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).

«Система подачи заявления на государственную регистрацию ипотеки через Личный кабинет нотариуса в Москве построена так, чтобы максимально освободить стороны сделки от технических процедур. Вся работа по подаче документов и взаимодействию с Росреестром входят в зону ответственности нотариуса. Это современный, высокоэффективный и удобный для граждан механизм, который полностью отвечает задачам цифровой трансформации государственных услуг, обеспечивая максимальную скорость, безопасность и прозрачность процедуры», – отметил Антон Фролкин, председатель Общественного совета при Управлении Росреестра по Москве, нотариус города Москвы.

Инструкция для подачи заявления через нотариуса:

Шаг 1: Заключение и нотариальное удостоверение договора

Стороны (например, заемщик и банк) заключают договор, содержащий условие об ипотеке, и обращаются к нотариусу Москвы, который проверяет правоспособность сторон, законность сделки, отсутствие противоречий в документах. Договор ипотеки должен быть удостоверен нотариально, иначе подать его на регистрацию через ЛКН нельзя.

Шаг 2: Подписание электронных документов и заявления

После удостоверения бумажного экземпляра договора нотариус, формирует пакет электронных документов для Росреестра, который включает электронный образ договора, электронное заявление о государственной регистрации права и обременения ипотеки в силу закона, подаёт на государственную регистрацию права (переход права) и ипотеки в силу закона.

Шаг 3: Направление документов в Росреестр

Нотариус через свой Личный кабинет направляет сформированный электронный пакет напрямую в Росреестр. Происходит это мгновенно в режиме онлайн. Нотариус действует как полномочный представитель сторон.

Шаг 4: Получение результата

Росреестр проводит юридическую проверку документов и при отсутствии препятствий сведения об ипотеке в силу закона вносятся в ЕГРН. Далее нотариус получает из Росреестра электронную выписку из ЕГРН, подтверждающую регистрацию, и уведомляет об этом стороны.